USD 92.59
EUR 100.27
GBP 116.93
JPY 0.61
BTC 19433

Самые дорогие гражданские и военные самолеты в мире

С момента, как человек смог оторваться от земли, собственный самолёт стал неотъемлемым атрибутом самых богатых и влиятельных людей, которые стремятся получить самый дорогой самолет в мире. В рейтингах встречаются как военные, так и гражданские воздушные суда, частные и государственные. Если стоимость боевой авиации — это в первую очередь высокие технологии, уникальные технические решения, то частные самолёты — это летающие дворцы, которые соревнуются в роскоши отделки внутреннего пространства.

Самые дорогие самолёты в мире

1. Самолёт президента США Boeing 747-8 — более 2 млрд $

Авиационный гигант «Боинг» — официальный производитель транспорта для первого лица США. С 1997 года 2 воздушных судна «Боинг-747» осуществляли перевозку президента. В 2015 году концерн получил заказ на создание новых самолётов для борта №1. Для этой цели Конгресс США приобрёл 2 обновлённых «Боинга 747-8» удлинённой модели, до этого принадлежавшие российской авиакомпании «Трансаэро».

Боинг 747
«Боинг 747» — Борт №1

«Боинг» предложил существенную скидку на рыночную цену этих воздушных судов. По техническим характеристикам эта модель наиболее подходит под задачи перевозок первого лица США, так как «Борт №1» должен быть исключительно американского производства. Сумма контракта по модификации самолётов в модель VC-25 специально для президента и строительству нового расширенного ангара для них составила рекордные $5,3 млрд и превысила первоначальную расчётную стоимость на 30 %.

Boeing
Модель внешнего вида нового Boeing для президента США

Фактически работы над переоборудованием самолётов начнутся в 2020 году. Будет заменена бортовая электроника и установлено специальное оснащение: оборонительный комплекс, система защиты от оружия массового поражения, аппаратура спецсвязи и медицинский отсек с современным операционным блоком.

2. Boeing 747 refit — 600 млн $

В 2015 году концерн Boeing закончил контракт по обустройству роскошного личного самолёта на базе Boeing 747. Пассажирский лайнер способен перевозить на борту одновременно 600 человек, однако переоборудованный самолёт предназначен для нескольких десятков человек.

Проект был завершён в 3 года, окончательная стоимость воздушного судна достигла 600 млн $.

Боинг 747
«Боинг 747» без опознавательных знаков на корпусе

Имя заказчика неизвестно. Внутреннее пространство фюзеляжа было переоборудовано в роскошные апартаменты с несколькими комнатами отдыха, спальнями, оборудованной кухней и столовой, рабочим кабинетом и залом для совещаний.

Салон Боинга 747
Внутреннее помещение частного «Боинга 747»

Помимо роскошного интерьера, авиаинженеры завода доработали и технику. Самолёт был оснащён 4 мощными двигателями и способен преодолеть без посадки 15 тыс. км.

3. Airbus A380 Custom — 500 млн $

«Аэробус 380» официально введён в эксплуатацию в 2007 году. На сегодняшний момент это самый большой и наиболее вместительный самолёт в мире. В 2012 году авиаконцерн оборудовал один из таких воздушных судов для принца Саудовской Аравии Аль-Валида бен Таляля. Окончательная стоимость проекта составила более полумиллиарда долларов.

Airbus 380
Airbus 380

Самолёт принца Саудовской Аравии спроектирован согласно его пожеланиям. В трёхэтажном летающем дворце нашлось место для личных апартаментов, банкетных и конференц-залов. В молитвенном зале оборудованы виртуальные молельные коврики, которые всегда ориентированы на Мекку, независимо от местоположения самолёта.

На первом этаже размещён гараж для личных автомобилей принца, в том числе «Роллс-Ройса», комната для ястребов принца и конюшня. Три уровня помещений соединяет лифт. Этот самолёт по праву называется «летающим дворцом».

4. Boeing 747-8 Intercontinental BBJ — 403 млн $

Самолёт с самым длинным в мире корпусом и увеличенными магистральными характеристиками, получивший приставку «Интерконтинентальный», которая говорит сама за себя. Владелец этого судна, эмир Катара, вложил в переоборудование своего борта более 200 млн $ и назвал его «Летающий замок». Есть мнение, что именно после появления этого самолёта американские власти задумались о создании нового «Борта №1».

Боинг 747-8
«Боинг 747-8 Интерконтинентальный»

Площадь внутренних помещений самолёта составляет рекордные 446 кв. метров. Убранство говорит о том, что владелец — деловой человек. Обширное офисное пространство включает личный кабинет, зал для совещаний, который также можно использовать как столовую, современный медицинский кабинет. Самолёт оборудован для перевозки до 76 пассажиров в условиях класса люкс.

Салон Боинга 747-8
Интерьер «Боинга 747-8 «Летающий замок»

В сентябре 2019 года Катар официально подтвердил информацию, что воздушное судно передано президенту Турции Эрдогану в качестве подарка. Технические характеристики впечатляют, самолёт способен преодолеть расстояние до 15 тыс. км.

5. Airbus А340-300 custom — 350 млн $

Самолёт, который принадлежит российскому бизнесмену Алишеру Усманову, отличается от других «Аэробусов» не только уникальным интерьером, но и внешним оформлением фюзеляжа. Он окрашен в эксклюзивный тёмно-бордовый коричневого подтона цвет, а наименование борта BOURKHAN написано большими бронзовыми буквами. Авиалайнер был назван в честь отца владельца.

Airbus А340-300 BOURKHAN
Airbus А340-300 BOURKHAN

На внутреннюю отделку было потрачено более 100 млн долларов. Подробностей внутреннего оформления немного. Известно, что интерьер роскошен, как восточная сказка, есть все необходимые удобства класса люкс.

Салон Airbus А340-300 BOURKHAN
Интерьер Airbus А340-300 BOURKHAN

Этот класс самолётов считается одним из самых неэкономичных. Оборудование личного борта Усманова было усовершенствовано, воздушное судно оснащено силовой установкой с 4 двигателями и способно преодолеть расстояние в 13,5 тыс. км даже при отказе одного из моторов.

6. Boeing 747-430 custom — 233 млн $

Ещё один переоборудованный «Боинг 747» принадлежит султану Брунея. В своё время самолёт был выкуплен у авиакомпании «Люфтганза» и переоборудован в соответствии с пожеланиями нового владельца.

Boeing 747-430 custom
Boeing 747-430 custom

Уникальный интерьер оценивается в 120 млн долларов. Дизайн выполнен в стиле «золотого дворца». Стены, потолок, мебель и даже ванная декорированы золотом.

Салон Boeing 747-430 custom
Интерьер Boeing 747-430 custom

Интересный факт: султан имеет удостоверение пилота и иногда сам пилотирует собственный самолёт.

7. Boeing 787-8 BBJ — 224 млн $

Самолёт специальной линейки бизнес-джетов концерна «Боинг» с увеличенным пространством внутри фюзеляжа, созданный из композитных материалов с углеродным составом и названный «Дримлайнер» — самолёт мечты. В 2016 году китайская частная компания переоборудовала внутреннее пространство самолёта, потратив на это 100 млн $. В результате данное воздушное судно вошло в десятку самых дорогих.

Boeing 787-8 BBJ
Boeing 787-8 BBJ

Самолёт рассчитан на 40 пассажиров. Интерьер оформлен в стиле хай-тек. Здесь есть всё необходимое для комфортного трансконтинентального путешествия, ведь самолёт способен преодолеть 11 тыс. км.

Салон Boeing 787-8 BBJ
Салон Boeing 787-8 BBJ

Изюминкой данного самолёта называются ванные комнаты, отделанные мрамором и подогревом полов.

8. Boeing 767-33A (ER) —191-300 млн $

Самолёт, первоначально заказанный гавайскими авиалиниями для регулярных пассажирских перевозок, стал владением российского бизнесмена Романа Абрамовича в 2004 году, был переоборудован и стал одним из самых дорогих частных авиалайнеров в мире. Окончательная стоимость воздушного судна не обозначена, по некоторым оценкам доходит до 300 млн $. Официальная цена «Боинга» в каталоге — 191,5 млн $.

Boeing 767-33A (ER)
Boeing 767-33A (ER)

Фюзеляж лайнера окрашен в три цвета: белый, серый и коричневый. Иллюминаторы кабины пилотов очерчены чёрной полосой, в результате самолёт визуально выглядит, как в солнцезащитных очках. Из-за этого он получил кличку «Бандит».

В салоне самолёта размещены личные апартаменты со спальней, рабочим кабинетом и ванной комнатой. Также имеется банкетный зал на 30 человек и кухня. Материалы отделки внутреннего убранства выбраны соответствующие: золото, драгоценное красное дерево.

Самое дорогостоящее в лайнере — техническое оснащение борта. По оценкам экспертов, стоимость электронной начинки самолёта — порядка 10 млн фунтов стерлингов. Он оборудован противоракетной радиолокационной системой, по функциональности сопоставим с самолётом президента США.

9. Boeing 747-81 VIP — 153 млн $

Этот самолёт — не обычный пассажирский лайнер, к нему прибавлена приставка VIP не случайно. Лайнер принадлежит бизнесмену из Гонк-Конга Джозефу Лау. Дизайн интерьера был дополнен идеей «Скай Лофт»: дополнительные спальные комнаты были расположены на верхней палубе.

Boeing 747-81 VIP
Boeing 747-81 VIP

Его салон переоборудован согласно самым высоким стандартам. Внутри расположены роскошные личные апартаменты, комнаты для совещаний и офисные помещения. Для отдыха и расслабления есть тренажёрный зал, кинотеатр и хранилище вина. Пространство оформлено сводчатыми потолками и винтовыми лестницами.

Интерьер Boeing 747-81 VIP
Интерьер Boeing 747-81 VIP

10. Gulfstream III — 125 млн $

Кинорежиссер и продюсер из США Тайлер Перри владеет десятым по стоимости частным самолётом. Его бизнес-джет «Гольфстрим 3» с доработанным внутренним пространством — один из самых мощных межконтинентальных самолётов с двумя турбодвигателями.

Gulfstream III
Gulfstream III

В салоне установлена система электронного управления прозрачностью иллюминаторов, смонтировано несколько больших видеодисплеев с подключённым спутниковым телевидением. В жилом пространстве оборудована большая библиотека, ванная комната и личная кухня.

Интерьер Gulfstream III
Интерьер Gulfstream III

Самые дорогие военные самолёты в мире

Если составлять рейтинги самых дорогих воздушных судов, то во главе будут совсем не пассажирские лайнеры. Это объяснимо, всё самое прогрессивное и дорогостоящее используется не в мирных целях, а в военной технике. В таких самолётах нет роскошного салона из драгоценных материалов, вся ценность заключена в технологиях, которые намного опережают своё время.

Самый дорогой самолёт из построенных когда-либо — бомбардировщик В-2 американских воздушных войск, стоимость которого превысила 1 млрд $.

1. B-2 Spirit Stealth — 2,13 млрд $

Самый дорогой военный самолёт был разработан в 1989 году, выпускался активно до 1999 года. В нём впервые были использованы технологии Stealth — системы ПВО не могли распознать его. Активно использовался в военных действиях в Афганистане и Ираке. На данный момент на вооружении ВВС США числится 20 единиц этого бомбардировщика.

B-2 Spirit
B-2 Spirit

Каждая единица В-2 названа собственным именем в честь американских штатов. За всё время эксплуатации самолётов только один В-2 разбился в катастрофе, «Дух Канзаса» был потерян в 2008 году в Гуаме.

Катастрофа В-2
Катастрофа В-2

В 2012 году техническое оснащение воздушного судна было модернизировано, на нём было установлено новое вооружение, бортовое оборудование и системы связи. В результате стоимость одной единицы выросла и превзошла сумму в 2 млрд $, хотя первоначально самолёт оценивался в 1,1 млрд $.

2. F-22 Raptor — 350 млн $

Самый дорогой в мире истребитель также принадлежит американской военной промышленности. Разработка пятого поколения, был создан во времена холодной войны, до сих пор считается непревзойдённым по техническим характеристикам.

F-22 Raptor
F-22 Raptor

Эта модель пришла на смену F-15. Всего на вооружении в ВВС США 187 машин. В 2011 году производство истребителей было прекращено в пользу более дешёвого F-35.

Особенностью F-22 можно назвать расположение штатного вооружения внутри корпуса самолёта, что повышает его малозаметность для радаров. В корпусе использованы композитные материалы, что позволяет подниматься на рекордную высоту в 20 тыс. м.

Самолёт обладает повышенной прочностью к внешним повреждениям, в первую очередь к снарядам российских авиационных пушек. Истребители используются в военных операциях в Сирии.

3. C-17 Globemaster III — 328 млн $

Военно-транспортный самолёт ВВС США С-17, созданный концерном «Боинг» и названный «мировым мастером», занимает третье место в рейтинге. Он способен доставить к месту высадки 102 десантника или забрать из зоны военных действий 48 носилок с ранеными. Внутри самолёта свободно размещаются 3 вертолёта АН-64 Apache.

C-17 Globemaster III
C-17 Globemaster III

На вооружении США состоят 190 машин. Дальность полёта С-17 достигает 13 тыс. км. Воздушное судно используется не только в военных операциях, но и в мирных целях, перевозя особо крупные габаритные грузы.

В 2015 году производство С-17 было прекращено. Причина этого финансовая, его высокая стоимость. С 2013 года производитель перестал получать заказы на поставку. Всего в мире эксплуатируется 270 судов.

4. P-8A Poseidon — 290 млн $

Название скрывает за собой модель Boeing 747, переработанную для нужд военных. Первоначально самолёт с именем «Посейдон» задумывался как сопровождающий противолодочные корабли для морской разведки.

P-8A Poseidon
P-8A Poseidon

Самолёт способен обнаружить и уничтожить вражескую подводную лодку. Система бортовой электроники может обнаружить и распознать расположение различного военно-морского вооружения: торпед, крылатых ракет, бомб и мин. На корме корпуса установлен детектор магнитных аномалий, в комплекте оборудования добавлен бортовой поисковый радар.

Такая «начинка» позволяет выполнять поисковые и разведывательные задачи любой сложности. На вооружении с 2013 года. В настоящее время ВМФ США владеет 52 единицами П-8А.

5. VH-71 Kestrel — 241 млн $

Самый дорогой в мире вертолёт расположился на пятой строчке рейтинга. Проект, начатый в 2001 году, много раз становился предметом критики из-за своей дороговизны. Расчётная сумма контракта достигала 400 млн $, но впоследствии была снижена.

VH-71 Kestrel
VH-71 Kestrel

Перспективный проект был выбран в качестве президентского из-за своих уникальных технических характеристик. Аэродинамика разработки дала воздушному судну преимущество в скорости при более низком расходе топлива. Вертолёт демонстрировал отличную манёвренность.

В 2009 году проект был закрыт, было выпущено всего 9 единиц. Они были куплены канадским правительством для использования в качестве запчастей по официальным заявлениям.

6. E-2D Advanced Hawkeye — 232 млн $

Самолёт был назван «Глаз ястреба», его назначение — радиолокационное наблюдение и разведывательная деятельность. Это усовершенствованная версия самолёта Е-2 60-х годов 20-го века, самый необычный из эксплуатирующихся в настоящее время и один из самых дорогих.

E-2D Advanced Hawkeye
E-2D Advanced Hawkeye

Уникальный внешний вид самолёту даёт система спутниковой связи и навигации, система электронного сканирования и радар. Комплексный подход позволяет машине выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий.

7. F-35 Lightning II — 122 млн $

Истребитель, пришедший на смену самому дорогому самолёту в истории, имеет стоимость в 20 раз меньшую. Новейший самолёт 5-го поколения, взятый на вооружение в 2015 году.

«Ф-35 Молния»
«Ф-35 Молния»

Уникальные технологии соединились в машине, которую назвали «Молния». Самолёт способен взлетать и садиться практически вертикально, оснащён технологией «Стелс», которая позволяет ему оставаться невидимым для большинства радиолокационных обнаруживающих систем. Самолёт сохранил все технические преимущества F-22 и был дополнен самыми современными разработками.

Заказы на покупку этого типа бомбардировщика разместили многие страны НАТО. Пентагон уверен, что F-35 Lightning II будет востребован и боеспособен в течение последующих 50 лет.

8. V-22 Osprey — 118 млн $

Военно-транспортный самолёт с уникальной конструкцией крыла. Двигатели подвешены в поворотных гондолах, благодаря чему воздушное судно может лететь в режиме вертолёта и в большем диапазоне высот. Он получил имя «Скопа» — хищная птица, которая способна зависать над жертвой.

V-22 Osprey
V-22 Osprey

Этот транспортник стоит на вооружении ВВС США уже более 30 лет, часто используется в боевых действиях. В 2011 году один из V-22 транспортировал тело Усамы бен Ладена на борт авианосца «Карл Винсон», после чего оно было похоронено в открытом океане.

V-22 Osprey
V-22 Osprey в режиме вертолётного полёта

9. Chengdu J-20 Black Eagle — 110 млн $

Самый дорогой не американский боевой самолёт — новейший ударный истребитель пятого поколения китайских ВВС, названный «Чёрный Орёл». Принят на вооружение в 2017 году.

Chengdu J-20 Black Eagle
Chengdu J-20 Black Eagle

Внешнее сходство с F-35 очевидно. Также в конструкции самолёта есть элементы разработок корпорации «МиГ». Преимущество бомбардировщика — его огромный внутренний отсек для оружия, который может вместить ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности.

Потрясающая манёвренность даёт преимущество самолёту при ведении морского боя. Он остаётся незаметным для радаров до момента атаки и способен быстро передислоцироваться, что не даёт противнику времени на ответный удар.

10. F-117 Nighthawk — 107,7 млн $

Американский одноместный ударный самолёт «Ночной ястреб» был самым секретным в истории ВВС США. Выпускался в период с 1981 по 1990 г. Факт его существования был признан Пентагоном только в 1988 году, а первый публичный показ пришёлся на последний год его производства — 1990. В 2008 году был снят с вооружения и заменён более современными F-22 Raptor и F-35 Lightning.

F-117
«F-117 Ночной Ястреб»

Одна из самых секретных разработок США, в нём были впервые применены технологии «Стелс» и схема «летающее крыло». В конструкции использованы композитные и радиопоглощающие материалы, только 10% корпуса сделано из металлов. Однако лётные характеристики были очень низкими, управляемость трудная, значительная нестабильность полёта. Всего за историю эксплуатации было изготовлено 64 единицы.

Самые дорогие самолёты российских миллиардеров

Если все частные самолёты российских бизнесменов объединить в один авиапарк, тогда он сможет занять одно из лидирующих мест среди крупнейших мировых перевозчиков. Россияне владеют более 500 бизнес-лайнеров, хотя большинство из них зарегистрированы за рубежом.

Не все государства благосклонны к такому имуществу. Минфин США ввёл очередной пакет санкций против российского бизнеса в 2018 году. Это спровоцировало массовую продажу воздушных судов. Самые дорогие частные российские суда входят в десятку самых-самых в мире: борта Усманова и Абрамовича.

Самые дорогие частные российские авиалайнеры.

Место в рейтинге Стоимость в долларах США Модель самолета Владелец Страна регистрации Год выпуска
1 85 млн Airbus А319 Роман Абрамович Германия 2014
2 71 млн Airbus А319 Андрей Скоч Аруба 2013
3 67 млн Airbus А320 Андрей Козицин Австрия 2008
4 62,5 млн Gulfstream G650ER Виктор Рашников Бермуды 2017
5 60 млн Gulfstream G650 Сергей Галицкий Мэн 2017
6 60 млн Airbus А319 Дмитрий Рыболовлев Мэн 2012
7 58,8 млн Boeing 737 BBJ Игорь Макаров Аруба 2010
8 58 млн Boeing 737 BBJ Андрей Мельниченко Мэн 2009
9 57 млн Airbus А319 Александр Абрамов, Александр Фролов Германия 2010
10 57 млн Boeing 737 BBJ Владимир Евтушенков Аруба 2007
11 56 млн Airbus А319 Виктор Вексельберг Аруба 2009
12 56 млн Airbus А 319 Михаил Прохоров Мэн 2009
13 53 млн Gulfstream G650 Самвел Карапетян Мальта 2015
14 53 млн Gulfstream G650 Искандер Махмудов Австрия 2015
15 50 млн Boeing 737 BBJ Вагит Алекперов Кайманы 2006
16 48,6 млн Gulfstream G650 Год Нисанов Мэн 2014
17 45 млн Bombardier Global 6000 Филарет Гальчев Мальта 2016
18 45 млн Bombardier Global 6000 Вадим Мошкович Мэн 2016
19 42,5 млн Airbus А318 Elite Зарах Илиев Мэн 2011
20 42,5 млн Dassault Falcon 7Х Олег Тиньков Мэн 2016
Аэробус А319
«Аэробус А319»

«Аэробус» Александра Абрамова возглавил этот рейтинг. Данная модель очень популярна среди богатых. После переоборудования из пассажирского в бизнес-джет он может перевозить до 100 VIP-пассажиров в условиях повышенной комфортности.

Предположительно, таким самолётом владеют Александр Фролов, Дмитрий Рыболовлев, Виктор Вексельберг, Михаил Прохоров. Лайнер способен пролететь до 12 тыс. км.

Гольфстрим G650
«Гольфстрим G650»

Бизнес-джеты «Гольфстрим» очень популярны благодаря своим уникальным техническим характеристикам и направленности на лакшери-рынок. Модель с номером 650 — дальнемагистральный самолёт с рекордной дальностью до 13 тыс. км.

Преимущество бизнес-джета в его способности лететь на высоте 15 тыс. км без помех, которые создаются другими самолётами. К тому же, это самый быстрый гражданский авиалайнер в мире.

Boeing-737 BBJ
Boeing-737 BBJ

Отдельное направление производства в концерне Boeing поставляет воздушные суда для потребностей бизнеса. Модель с серийным номером 737 чаще всего заказывают частные компании. Он способен доставить пассажиров на расстояние до 7000 км, при этом намного экономичнее своих «старших братьев», дальнемагистральных самолетов. Вместительность салона — до 50 пассажиров в особо комфортных условиях.

Самолёты президента России — 50-500 млн $

Для перемещений первого лица России не используются самолёты зарубежного производства. Официальный борт №1 России — модифицированный «Ил-96-300», поступивший в эксплуатацию в 2015 году. Официальная стоимость самолёта озвучена в размере 5 млрд рублей, или 80 млн $.

Ил-96-300ПУ
«Ил-96-300ПУ» — борт №1 РФ

Специальный лётный отряд «Россия», который перевозит первых лиц государства, насчитывает 59 самолётов, из них 9 президентских «Илов». Никто не может сказать, на каком именно летает Путин. Как и положено президентскому самолёту, борт оснащён дополнительными системами безопасности, в том числе бортовым устройством ПВО, способным нейтрализовать атаку баллистической ракеты.

Салон Ил-96-300ПУ
Интерьер президентского самолёта «Ил-96-300ПУ»

Информация о внутренней отделке самолётов не разглашается. Известно только, что при её оформлении были использованы натуральные материалы: ореховый шпон, кожа, золото. Стены внутреннего помещения украшают гравюры, выполненные в технике павловопосадской мануфактуры.

Иметь собственный самолёт может не каждый, это доступно немногим. И это утверждение справедливо по отношению не только к частным лицам, но и к целым государствам. Лидеры рейтингов воздушных судов поражают и восхищают. Они демонстрируют торжество человеческого гения, способного поднять в воздух железных птиц.

Популярные материалы
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter Система Orphus
Почитать еще
Подписаться
Уведомление
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments