Инфостиль в копирайтинге: преимущества и как научиться правильно писать тексты

Умение писать в информационном стиле пригодится профессиональным копирайтерам, тем, кто создаёт продающий контент для своего сайта или пишет статьи в блог. Инфостиль — это универсальный инструмент, который делает текст содержательным и лаконичным одновременно. Мы расскажем об этом методе на примерах, рассмотрим точки зрения его ярых сторонников и критиков, разберём приёмы и методы.

Максим Ильяхов и инфостиль

Максим Ильяхов

Понятие «инфостиль» в русских умах прочно ассоциируется с Максимом Ильяховым — главным редактором Тинькоф-журнала. Он написал известную в мире копирайтеров книгу «Пиши и сокращай» в соавторстве с Людмилой Сарычевой, а в 2010 году создал сервис для улучшения текста «Главред».

Главред
Сервис «Главред»

Инфостиль существовал и раньше, но Ильяхов популяризировал этот жанр, поделился с широкой аудиторией редакторскими хитростями и приёмами, в книге собрал способы улучшения текста. Преподаёт курс «Информационный стиль и редактура текста» в школе редакторов.

Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью про заработок на играх с отзывами людей.

Что такое информационный стиль текста

Ильяхов пишет об инфостиле так: «Информационный стиль — это не совсем стиль. Это приёмы редактирования, которые помогают очистить текст от мусора, наполнить его полезной информацией и сделать читаемым».

Подходит как для информационных, так и для коммерческих текстов. На первом месте стоит содержание текста, а не его форма. Базовое понятие — это «стоп-слова», то есть словесный мусор, который мешает лёгкому восприятию информации, обороты речи, которые лишены смысла или использованы не по назначению. В большинстве случаев их можно опустить или заменить более лёгкими для восприятия.

По мнению Ильяхова, текст сперва очищается от всего лишнего, а затем наполняется смыслом: интересными подробностями, фактами.

Конечный текст должен быть:

  • интересным;
  • понятным;
  • лаконичным;
  • информативным.
  • полезным.

Стоп-слова делятся на 8 категорий:

  1. Вводные конструкции — выражения, которые выделяются запятыми, тире или скобками: «кстати», «бесспорно», «например», «мягко говоря», «очевидно». Обычно их можно опустить без потери смысла, облегчив текст.
  2. Усилители — это слова, которые усиливают значение других слов: «очень быстрый смартфон», «максимально выгодные условия», «самый дешёвый тариф», «самый лучший фильм». Эти слова хороши, только если подтверждаются фактами. Ильяхов предлагает заменять усилители конкретикой: цифрами, фактами.
  3. Оценка. «Хороший», «плохой», «качественный», «недорогой», «красивый» — всё это субъективное мнение автора. Его нужно обосновать фактами.
  4. Паразиты времени: «сегодня», «сейчас», «в наше время». Ильяхов пишет о том, что эти слова бесполезны, потому что читатель и так находится в настоящем времени. Подчёркивать это дополнительно не нужно. Исключение: тот случай, когда шёл рассказ о прошлом. Если автор хочет перенести читателя в прошлое или в будущее, то нужно писать конкретные периоды времени, избегать обтекаемых фраз: «в скором времени», «в прошлые времена».
  5. Местоимения. Перегруженность действующими лицами затрудняет чтение. Местоимения нужно применять в том случае, если без них никак. Зачастую их можно удалить без потери смысла или заменить личной формой глагола: «мы предлагаем вам попробовать наш новый сервис» можно заменить на «попробуйте сервис улучшения текста» или просто опустить слово «мы».
  6. Штампы. В эту категорию попадают канцеляризмы, устойчивые выражения. Обычно они громоздкие, делают текст длинным и непонятным. Лучший выход — заменить их прямым смыслом. «Магазин в двух шагах от дома» — «Магазин рядом с домом».
  7. Отглагольные существительные. Ильяхов предлагает добавить тексту динамики и заменить их глаголами. «Предоставляем услуги по подбору персонала» можно заменить на «Подбираем и нанимаем сотрудников».
  8. Всё неопределённое. Неопределённые слова и выражения скрывают от читателя правду. Их нужно конкретизировать.

Пример из книги «Пиши и сокращай»: «Кто-то говорил, что первым женским достоинством является скромность» конкретизируем «Карамзин писал, что всегда и везде первым женским достоинством была скромность».

Ценность инфостиля в том, что до читателя доходит максимально конкретная и правдивая информация. Ильяхов говорит о том, что информационный стиль не подходит для тех, кто продаёт плохой товар и стремится обмануть читателя.

Как работает инфостиль

Недаром книга Ильяхова названа «Пиши и сокращай». Ведь именно так работает его метод. После того как из текста убрали все лишнее, а «воду» заменили ценной информацией, читателю легче воспринять содержание — ничего не отвлекает от сути. Информация, поданная в простой, понятной, а главное, в краткой форме, легко усваивается. Автору не нужно писать полотна текста, чтобы убедить читателя. За него это делают факты.

Второй этап работы с текстом — это заполнение образовавшихся после удаления стоп-слов пробелов. На их место становится конкретная информация и факты.

Может сложиться впечатление, что информационный стиль подходит только для передачи информации. Это не так. Он универсален. Продающие тексты по методикам Ильяхова получаются эффективными за счёт краткости, динамики и открытости по отношению к читателю.

Вот пример продающего описания от Максима Ильяхова на сайте франшизы «Додо Пиццы».

Пример продающего текста в информационном стиле
Пример продающего текста в информационном стиле

Здесь много динамики за счёт глаголов. Они подчёркнуты в приведённом фрагменте. Также информация подтверждена конкретными цифрами. А все «громкие» заявления доказаны. За счёт этого текст звучит убедительно, правдиво.

Ильяхов предлагает заменить пустые восхваления себя вроде таких: «Мы лучшая команда профессионалов, которая предлагает уникальную продукцию по доступной цене» на перечисление конкретных достоинств данного предприятия.

Вот пример текста, который Максим посоветовал своему подписчику в качестве образца контента о компании:

Образец текста презентации фирмы от Ильяхова

Максим посоветовал убрать заезженные, абстрактные и ничем не подтверждённые формулировки. Этот метод помогает отстроится от конкурентов. Уверение о том, что «мы самые-самые», можно встретить на сайтах фирм через одну. Они не уникальны и не выделяют фирму на фоне других. А избитость усилителей заставляет сомневаться в правдивости текста.

В инфостиле приветствуется конкретика. Если фирма говорит о себе, что она «в десятке лидеров», то, скорее всего, её место 9-е или 10-е. Уточняя количество довольных пользователей, всегда можно узнать их число на определённый момент времени. Например, «в 2019 году мы подключили к скоростному интернету 1625 домов». Это звучит убедительней, чем «у нас более 30 тыс. пользователей», потому что есть конкретная цифра.

Примеры для сравнения

Лучше всего рассматривать, как работает инфостиль, на примерах из первоисточника, книги «Пиши и сокращай».

Пример важности конкретики в тексте
Пример важности конкретики в тексте

Из этого примера видно, как текст становится интересней, когда наполняется смыслом. Ничего не значащее «под ключ» заменили описанием конкретных услуг.

Пример сокращения текста
Пример сокращения текста

Это пример того, как можно лаконично и доступно передать информацию. Достаточно вычеркнуть витиеватые фразы.

Оценки замените фактами
Оценки замените фактами

А вот так предлагает Максим Ильяхов бороться с оценками. Их нужно обосновать фактами и цифрами, тогда они будут убедительными.

Подтверждение усилителей фактами
Подтверждение усилителей фактами

Чтобы читатель поверил, слова-усилители нуждаются в подтверждении фактами. Или конкретными цифрами:

Подтверждение усилителей цифрами
Подтверждение усилителей цифрами

В этом примере читателю видна выгода предложения.

Почему копирайтеры критикуют инфостиль

Несмотря на то, что метод Ильяхова обрёл множество поклонников, стал новым этапом в отечественном копирайтинге, найдётся немало критиков и противников инфостиля. Остроумные злопыхатели даже обозвали сервис «Главред» «Зловредом». Почему так происходит?

Во-первых, инфостиль предполагает глубокую вычитку текста, правку и редактуру, сбор полезной для читателя информации. То есть отделаться просто статьёй с общими фразами и «водой» вместо фактов не получится.

Особенные неудобства это приносит новичкам в профессии. Они ещё не умеют вычёркивать стоп-слова в процессе написания, поэтому правка для них становится особенно трудоёмкой. Надо проверять каждый материал в сервисе «Главред».

Второй момент связан с работой самого сервиса. Зачастую самые безобидные прилагательные и местоимения попадают в стоп-лист и сильно ухудшают показатель. Он обозначается цифрой внизу страницы. Многие заказчики статей требуют от исполнителей показатель 8-8,5.

Таких значений трудно сразу добиться человеку, который ещё не освоил методы информационного стиля в совершенстве. Копирайтер начинает «чистить» текст, удалять все слова, которые «не нравятся» «Главреду». И в итоге получает совершенно сухой текст, который напоминает справочник.

Сам автор «Главреда» говорит о том, что сервисом нужно пользоваться с умом. Не обязательно удалять все подчёркнутые слова. На месте убранных «мусорных» слов обязательно должна появиться полезная информация. В этом случае текст будет лаконичным и полезным, а не сухим и скучным.

В-третьих, критики руководства Ильяхова утверждают, что текст в инфостиле теряет уникальность. Автора не видно за строками, тексты Ильяхова трудно отличить от работ его лучших учеников. Особенно обезличиванием недовольны копирайтеры, которые начали работать в 90-х, когда популярны были продающие тексты, прямая реклама, с громкими словами и призывными лозунгами.

Главный аргумент против метода Ильяхова — он стирает грань между опытными профессионалами и молодыми авторами, которые успешно освоили новый метод. Трудно аргументировать свой гонорар, если цветистый авторский язык практически вышел из моды с появлением инфостиля. Многие молодые стартапы отдают предпочтение текстам в стиле учеников Максима Ильяхова. У большинства заказчиков на биржах есть требование к оценке текста «Главредом».

Конечно, противники инфостиля по-своему правы. Их аргументы оправданы. Однако нужно помнить, что инфостиль — это всего лишь метод для улучшения текста. Его нужно использовать там, где это уместно. Статья пишется прежде всего для конкретной целевой аудитории, преследует определённые цели. Если инфостиль поможет автору найти отклик читателей и достичь цели, то его можно и нужно использовать.

Всегда ли уместен инфостиль

Информационный стиль — это стиль статей в СМИ. Он прекрасно подходит для публикаций в интернете, презентации товаров и услуг. Лаконичность изложения избавляет пользователей от прочтения лишней и бесполезной информации, которой и без того переизбыток в сети.

Ильяхов ставит инфостиль в один ряд с научным, официально-деловым, публицистическим, утверждает, что методы информационного стиля применимы везде: в договоре, романе, статье, рецензии, научном докладе, рекламном плакате, сценарии фильма или смс-уведомлении.

Инфостиль делает акцент на содержании, а не на форме. Он не предусматривает использования литературных средств выразительности, уместных в художественной литературе. Поэтому для поэзии и художественных произведений такой язык не подойдёт.

Конечно, некоторые приёмы может позаимствовать даже литератор. Но всё произведение не может быть написано в информационном стиле, иначе оно потеряет красоту языка, обеднеет, лишившись средств выразительности.

Как научиться писать тексты в инфостиле

Научится писать в информационном стиле можно самостоятельно. Это не сложно, потому что в свободном доступе есть книга Ильяхова и Сарычевой «Пиши и сокращай». Это учебник, тренажёр по инфостилю с примерами. Его изучение заставляет взглянуть на свои тексты по-новому, увидеть, что можно улучшить, а что убрать.

Это не единственная книга Ильяхова об инфостиле и редактуре. Но она базовая, поэтому для первичного ознакомления рекомендуем именно её. Перед тем как взяться за учебники, подпишитесь на почтовую рассылку от «Главреда». Вы получите серию коротких уроков в виде писем.

Книга «Пиши и сокращай»
Книга «Пиши и сокращай» — учебник по инфостилю

Для тех, кто хочет серьёзно углубиться в инфостиль, освоить новую профессию, работать редактором, создана школа редакторов, в которой преподаёт Максим Ильяхов и его коллеги из «Бюро Горбунова».

Бюро Горбунова
Страница с информацией о школе редакторов «Бюро Горбунова»

По инфостилю в бюро есть курс от Ильяхова «Информационный стиль и редактура текста». На сайте «Бюро» можно найти статьи в свободном доступе и подписаться на рассылку.

Эффективный способ видеть в своих текстах стоп-слова — проверять готовые статьи сервисом «Главред». Он подчёркивает сомнительные фразы и даёт объяснение, что, возможно, не так. К советам нужно относиться критически, не удалять слепо куски текста.

Если внести правки там, где они уместны, то текст станет легче и понятней читателю. Чтобы «не пересушить» статью, помните о правиле заменять сомнительные моменты полезной информацией. После нескольких проверок в сервисе вы отметите, что начали видеть стоп-слова уже в тот момент, когда они появляются на мониторе.

Итак, мы разобрали, что из себя представляет инфостиль и как его освоить. Его достоинство в том, что изучение основ не займёт много времени. А овладеть в полной мере методом позволит постоянная практика. Руководство «Пиши и сокращай» написано доступным языком и направлено на то, чтобы улучшить качество ваших текстов.

Популярные материалы
Почитать еще
Оставить отзыв
Наверх